Previous Entry Share Next Entry
Детройт
vankok

В 1950-х годах Детройт был одним из главных центров машиностроения в США. Он подарил нам таких музыкантов как Стиви Уандер, Майкл Джексон, Эминем и многих других. В этом городе снимались известные нам всем фильмы о Робокопе, "Нападение на 13 участок", "8 миля", Трансформеры 4.

Каким этот город стал, и так ли всё плохо в нем сейчас, как рассказывают, я и захотел увидеть собственными глазами!


В Детройт я въехал рано утром, когда еще было темно, и сразу поехал смотреть на проект Хейделберг, о котором я рассказывал раньше.



Проезжая по улицам, замечаешь дома, стоящие буквально на пустырях, заколоченные и заброшенные.



Как мне показалось, весь город, за исключением центра, представляет из себя именно такую картину.



Выглядит удручающе.



С середины XX века автогиганты стали испытывать сложности. В 1973 году нефтяной кризис сильно ударил по позициям "большой тройки", поскольку её автомобили не могли конкурировать с экономичными европейскими и японскими моделями. За этим ударом последовал энергетический кризис 79-го года, и, наконец, финансовый кризис 2008-2009 годов, который чуть не добил американскую автомобильную промышленность. Заводы закрывались один за другим, и рабочие вместе с семьями покидали город.



Богатые жители тоже уезжали, так как Детройт не был приспособлен к жизни на автомобиле. В центре Детройта просто в какой-то момент не хватило места всем желающим ездить на машине. Одна и причин гибели Детройта – несоответствие его "доавтомобильной" градостроительной структуры и поставленной суперцели "Каждой семье – по отдельному автомобилю". Город небоскрёбов при всём желании не может жить без мощного общественного транспорта. В итоге центр города начал умирать, магазины и культурные заведения закрывались, так как в них перестали заезжать покупатели. Богатые люди переселялись в пригороды, а центр бросили.
В 1950-м году здесь проживало 1 850 000 человек. Белые стали уезжать из Детройта ещё в 60-е, в частности после негритянского бунта 1967-го года, когда во время серии массовых беспорядков и грабежей полиция временно утратила контроль над городом. В 70-е годы отток усилился, а два пика эмиграции пришлись на 80-е и 2000-е годы.


Но вот я пождъезжаю к центру и за стадионом Ford Field виднеется новенькое здание штаб-квартиры General Motors



Въезжая в город, сразу замечаешь что тут вовсю кипит строительство, если не круглосуточно, то с первыми лучами солнца - точно.



Сейчас в Детройте осталось менее 700 000 человек. В общей сложности после Второй мировой войны город покинули 1,4 млн белых жителей. Большинство осело в относительно благополучных пригородах, но многие вообще уехали из региона. К 2013 году не работала почти четверть населения (23,1%) Детройта, а более трети горожан (36,4%) жило за чертой бедности.



Столь стремительный отток жителей превратил Детройт в город-призрак. Множество домов, офисов, промышленных цехов было заброшено. Многие пытаются продать свои дома и другую недвижимость по бросовым ценам, но покупателей на жильё и офисы в депрессивном городе часто просто не находится.
В 80-е годы местные афроамериканцы придумали новую народную забаву – сжигать на Хэллоуин заброшенные дома. В иную ночь в городе полыхало до 800 пожаров. Чтобы остановить этот процесс, власти создали добровольческие отряды "Ангелов ночи", которые предотвращали поджоги.
В этих пожарах пострадали и многие дома и экспозиции проекта Хайделберга, где я побывал.


В последние годы в Детройте в общей сложности было выявлено около 85 тыс. заброшенных объектов недвижимости. В 2014 году Детройт принял программу по сносу заброшенных зданий, который подразумевает уничтожение примерно половины от этого числа. Если говорить о площади города, то примерно его четверть планируется сравнять с землёй.



В 2013 году Детройт объявил о банкротстве, оказавшись неспособным погасить задолженность перед кредиторами в размере $18,5 млрд. В декабре 2014 года процедура банкротства была завершена. Теперь власти думают, как оздоровить обстановку в городе и впоследствии вернуть инвесторов.



Многие считают, что судьба Детройта уникальна, но, во-первых, в истории США уже случались банкротства городов (пусть и не таких крупных), а, во-вторых, Детройт – лишь часть знаменитого Ржавого пояса (Rust Belt), который с 70-х годов практически целиком переживает упадок из-за сокращения производства в ряде отраслей тяжёлой промышленности.



После всего выше, вы могли подумать, что в городе полный мрак. Но это не совсем так. Самые разные структуры пытаются спасти Детройт, и в какой-то мере им это удаётся. Об этом говорит хотя бы некоторое снижение количества преступлений в последние годы. Его, судя по всему, удалось добиться не путём введения тотального полицейского контроля, а за счёт постепенного преобразования городской среды.



Насколько я понял, какой-то единой программы превращения Детройта в город-сад сейчас не существует. Каждый облюбовал для себя определённую сферу и ей потихоньку занимается. Муниципалам достаётся самая неблагодарная работа – зачистка Детройта от пустующих домов.



Федеральные власти деньги выделяют, но в сам процесс особо не вмешиваются – мол, живите как хотите, только не загибайтесь совсем уж, нам с вас ещё налоги собирать.
Общая тенденция такова, что возвращением города к жизни занимаются частные инвесторы. Они выбирают себе те или иные здания (чаще всего офисные) и превращают их в жилые дома, бизнес-центры или отели. В течение 2014 года было обновлено несколько значимых зданий, в том числе крупные жилые комплексы Alden Park Towers и Riverfront Towers. Гризвольд-билдинг из бизнес-центра превратили в жилой дом, на его первом этаже расположатся магазины.





Сложность как раз в том, что почти все преобразования происходят в центре Детройта. Бизнес выделяет деньги только на создание той среды, которая, как ему кажется, затем благотворно будет влиять на его дела. При этом обширные территории, занятые десятками тысяч пустующих домов, осваивать никто не хочет: пусть занимается муниципальная власть.



С темнотой в городе тоже пытаются бороться. В декабре 2013 года суд разрешил выделить на капитальный ремонт уличного освещения в Детройте $210 млн. В общей сложности планируется закупить до 65 тыс. светодиодных уличных фонарей мощностью 150 Ватт. Власти надеются, что установка фонарей будет завершена к концу 2015 года, а прокладка подземных коммуникаций – к концу 2016 года.



Заплатить за прокат велосипеда можно прямо с терминала установленного на нем!



Часть жилых районов пытаются оживить с помощью иммигрантов. Например, юго-западная часть Детройта была отдана под заселение мексиканцам. Опыт был признан успешным: в этих районах начали строиться новые жилые дома и открываться предприятия малого бизнеса.





Город очень чистый и просторный!





Везде кипит строительство



Вокруг очень много таких зданий, где идет реконструкция





Крупные банковские компании уже вернулись в город



"Ренессанс-центр" GM. В конце 70-х – начале 80-х компания Ford построила в Детройте огромный комплекс из 7 небоскрёбов как символ возрождения былого величия города. Действительно, какое-то время бизнес-центр, отели и рестораны генерировали большую прибыль, оставаясь единственным светлым пятном в депрессивном городе. В 1996-м году комплекс приобрёл другой местный автогигант – General Motors.





Сотрудники решили поздравить шефа с днем рождения?











Детройт стал активно наполняться чёрным населением в 50-х годах прошлого века. Этому способствовала отмена расового разделения, к тому же, в эпоху своего процветания "Город моторов" привлекал многих. В Детройте были сосредоточены автомобильные компании, в том числе гиганты "Форд", "Дженерал Моторс" и "Крайслер". Детройт превратился в один из центров автомобилестроения. Жить и работать в Детройте было так же круто, как сейчас жить в Кремниевой долине и работать в "Гугл". Экономическая привлекательность требовала и большого числа рабочей силы. Этой рабочей силой становились афроамериканцы. Более того, существовала правительственная программа по их заселению в центр Детройта.







Штаб-квартира General Motors



Велосипеды напрокат



Когда чёрные стали заселять Детройт, белые горожане, наоборот, начали потихоньку уезжать в пригороды. Уезжали в первую очередь квалифицированные рабочие, инженеры, врачи – собственно, те люди, которые создавали экономическую привлекательность города. Многие из них продолжали работать в Детройте, но жили за его пределами, благо развивающаяся автомобильная промышленность помогала доставлять людей на работу без проблем



Начиная с 70-х годов в Детройте наблюдается резкий рост преступности. Большинство преступлений в городе связаны с наркотиками, но насильственных преступлений тоже очень много. Детройт считается одним из опаснейших городов США, уровень убийств здесь в среднем в 10 раз выше, чем в Нью-Йорке.



Символ Детройта



Многие американцы сейчас сравнивают Детройт с городом Готэмом из комиксов про Бэтмена, хотя в выдуманном городе речь шла о сращивании власти и криминала, а упадок Детройта произошёл по социально-экономическим причинам.









Обновление "Ренессанс-центра" предусматривало создание новой набережной. Её продолжат удлинять и реконструировать











Тут упражнялись в меткости яйцелопы из Кин-дза-дза!



Афроамериканцы постепенно теснили белое население, конфронтация усиливалась. А в 1967 году произошла кровавая резня, которая получила название "Волнения на 12-ой улице". Причиной столкновений стал полицейский рейд в бар, который нелегально торговал алкоголем. Полиция тогда арестовала несколько десятков клиентов этого заведения – афроамериканцев. Естественно, это не понравилось чёрному населению города. И они отреагировали вандализмом, погромами, поджогами, обстрелами пожарных, которые пытались потушить огонь. Волнения продолжались пять дней. За эти дни были убиты 43 человека и ранены почти 500.



Белые продолжали покидать город. Общая численность населения сокращалась. В 2012 году население Детройта уменьшилось до 700 тысяч человек, в 2014-м было уже 680 тысяч. Хотя в пятидесятых тут проживало 1,8 миллиона.

Естественно, межэтнические проблемы – не единственная причина столь стремительной эмиграции жителей. Во многом на это повлиял нефтяной кризис 1973 года, который негативно сказался на основной сфере производства Детройта – автомобилестроении. Стоимость бензина взлетела, а автомобили, производимые в Детройте, не могли конкурировать с более экономичными европейскими и японскими машинами. Город приходил в упадок. Заводы закрывались. Люди уезжали, оставляя брошенными целые районы. Никто не хотел покупать дома в Детройте, поэтому приходилось их оставлять на произвол судьбы. Да и сейчас мало у кого возникает желание их покупать. Американское правительство в мае текущего года даже предложило заселить дома сирийскими беженцами. Мол, хуже не станет. А так хотя бы вырастет количество трудоспособных горожан.



Главным образом в 70-е и позже уезжало платёжеспособное население. И уже в 60-е у города возникли финансовые проблемы: некому было платить налоги. Ситуация ухудшалась. В 2013 город был объявлен банкротом из-за того, что не был в состоянии выплатить огромный долг в 18,5 миллиардов долларов.



Но есть и другие причины упадка Детройта...
Одна из таких причин – транспортный кризис, который тоже, впрочем, сопровождался межрасовыми конфликтами.



Автомобильная промышленность ещё в 20-е годы породила в Детройте довольно обширный слой среднего класса, и уже тогда он стал переселяться подальше от фабрик и заводов в спокойные и привлекательные пригороды, такие как Блумфилд Хиллз и Гросс-Поинт. Они и поныне в хорошем состоянии, детройтская разруха их не затронула. Популярным районом, где селился менеджмент автозаводов, стал округ Оклэнд-Каунти к северу от Детройта. Сейчас он практически полностью застроен частными домами, их тут великое множество. Фактически это гигантский спальный район, только вместо многоэтажек здесь одно- и двухэтажные особнячки.



В городе уже всё готово к Рождеству и новому году



По одной из версий, транспортный фактор стал играть особую роль в деградации Детройта начиная с 50-х годов, когда по инициативе Дуайта Эйзенхауэра в США начался бум строительства автострад, а сами автомобили перестали быть роскошью и стали средством передвижения. Теперь рабочие всё тех же автомобильных заводов получили возможность селиться не в центре города, а в тихих пригородах, уже облюбованных их начальством, или вообще на какой-нибудь условной ферме километрах в 20 от города. Автомобили продолжали дешеветь, и те, кто мог позволить себе машину, предпочитали уезжать из города. Это явление, которое затронуло не только Детройт, но и целый ряд других городов, получило название "white flight" ("белое бегство" или "белый исход"), поскольку уезжало в основном богатеющее белое население.



Дома в центре города освобождались и дешевели, их занимали афроамериканцы, которым не под силу было купить автомобиль, но которые тоже стремились работать в автомобильной индустрии, пока она ещё была в состоянии предоставлять рабочие места. То есть, тренд децентрализации зародился ещё в середине XX века, когда Детройт был в самом расцвете.



Тогда же политика государства, поощрявшего развитие автомобильного движения, стала негативно сказываться на общественном транспорте. Вместо того, чтобы развивать систему общественного транспорта для бедных слоёв населения, власти тратили деньги на строительство новых скоростных автострад, отдавая под снос целые кварталы и районы, через которые должны были идти трассы. Так, в 1950-х только ради строительства шоссе Edsel Ford Expressway были снесены 2800 зданий, включая жилые дома, бизнес-центры, общественные здания, церкви и ночные клубы.



Автострады прошли преимущественно по "чёрным" кварталам, причём многим семьям власти никак не помогали в переселении. Вместо этого они получали предписание покинуть дом в течение одного месяца. Локальные исследования говорят о том, что в некоторых районах невозможно проследить судьбу 35% семей, выселенных из своих домов в связи со строительством автострад. Шоссе стали физическими барьерами, отделившими одни районы Детройта от других. Впоследствии это стало готовой почвой для зарождения уличных банд: их территории уже были заранее поделены.



В итоге оказалось, что сам Детройт, или inner city, как называют здесь непосредственно городское пространство, стал чёрным городом, со всех сторон окружённым "белыми" пригородами. По сути произошла автоматическая сегрегация, которая тоже потом сыграла свою роль в упадке города





















Во время прогулки я встречаю симпатичного и неунывающего бездомного. Жалуется, мне, что он уже давно ничего не ел. Веду его в кафе и угощаю горячим обедом!



Человек счастлив, а мне приятно. Отправляемся дальше!



В городе очень высокий уровень преступности, один из самых больших в стране. Согласно данным 2012 года, в Детройте на 100 тысяч населения совершалось 53 убийства, это в 10 раз больше, чем в Нью-Йорке. Хотя в последние два года, по данным полиции, ситуация улучшается: число убийств в 2014 году несколько сократилось. Снизилось и количество других преступлений. К примеру, за год число грабежей сократилось с 2888 до 1928, а изнасилований – с 351 до 322. Но всё равно это большие и пугающие цифры.



Мало того, что город считается самым разрушенным в США, так местное население поддерживает этот статус при любой возможности. Например,в Детройте практикуется "Ночь дьявола": в ночь на Хэллоуин афроамериканцы поджигают и уничтожают разные части города. В новостях постоянно можно увидеть сообщения об убийствах, поджогах и перестрелках.







Было очень интересно наблюдать за Детройтом: любопытно, получится ли у него выкарабкаться?



?

Log in

No account? Create an account